Затопи, потом - плыви
- Амаяк Амаякович, это правда, что ваше ведомство решило отменить обязательный техосмотр маломерных судов? Как же и кто будет следить за тем, пригодна ли лодка к плаванию?
Амаяк Нуникян: Сейчас мы готовим проект закона о безопасности судоходства маломерных судов и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Он предусматривает в целом отказ от освидетельствования маломерных судов на годность к плаванию. Проведенный анализ аварий показал, что их подавляющее большинство связаны с человеческим фактором, а не с техническим состоянием судов.
Как альтернативу освидетельствованию мы планируем внедрить проверки на воде в рамках надзорной деятельности. То есть если во время остановки и проверки инспектором будут выявлены какие-то конструктивные особенности судна, к примеру дырка в борту, дым из двигателя, разлив топлива, то будут применяться меры административного воздействия. В настоящее время административная ответственность за непройденное освидетельствование составляет от 500 до 1000 рублей.
- Какие еще новации готовите для владельцев частных лодок и катеров?
Амаяк Нуникян: Во-первых, выделил бы проект о безопасности судоходства маломерных судов. Это, наверное, сейчас основной закон, который готовится.
Он содержит основные положения и требования к базовым сооружениям для стоянки маломерных судов, регулирует в целом их деятельность. Вторым основным документом, над которым сейчас работаем, должны стать изменения в техническом регламенте Таможенного союза. Предлагаем присваивать каждому вновь построенному судну уникальный номер, который будет сохраняться вне зависимости от того, кто будет собственником. То есть судно может переходить из рук в руки, но идентификационный номер, присваиваемый при регистрации, будет сохраняться, как вин-номер у автомобиля. И такое требование мы хотим закрепить на уровне международных договоров.
- В этом году я построил 12-метровое судно. При обращении в органы классификации при проверке на непотопляемость мне было предложено затапливать судно. Это правомерно?
Амаяк Нуникян: ГОСТ действительно подразумевает затопление маломерного судна для определения его непотопляемости и устойчивости. Данная мера, на наш взгляд, является избыточной. Не во всех случаях она должна применяться. Поэтому в рамках рабочей группы по внесению изменений в Технический регламент Таможенного союза о безопасности маломерных судов мы пытаемся рассмотреть возможность применения альтернативных методов определения этих параметров. Надеюсь, что в ближайшее время сможем уйти от этого. Но пока других методов определения параметров непотопляемости нормативно не закреплено.
- Как мне быть, если я не согласен с требованиями местных инспекций по маломерным судам? Куда писать и жаловаться?
Амаяк Нуникян: Есть установленная процедура рассмотрения обращений граждан. Сначала обращение должно рассмотреть непосредственное руководство Главного управления МЧС России по региону. А вот если ответ и решение вас не устроят, то повторное обращение можно направлять в министерство. На сайте ведомства есть раздел "Обращения граждан". Кроме того, через сайт можно задавать вопросы, которые касаются законодательства и в целом работы ГИМС.
- Приобрел самодельную дюралевую лодку. На нее документов никаких нет. Могу ли я ее эксплуатировать под мотором мощностью до 10 сил
Амаяк Нуникян: Госрегистрации подлежат только те суда, которые превышают массу 200 килограмм и эксплуатируются с двигателем более 8 киловатт, то есть более 10 лошадиных сил. Если ваше судно превышает эти параметры, то оно подлежит госрегистрации. Если нет, то никаких документов не требуется.
Стрелять запрещается
- Слышал, что с этого года судно могут задержать и отправить на штрафстоянку за нарушения. В каких случаях инспектор может применить штраф, а в каких забрать судно?
Амаяк Нуникян: В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях задержание маломерного судна и помещение его на спецстоянку осуществляется только в тех случаях, когда невозможно устранить нарушения на месте. Это, скажем, нахождение судоводителя в алкогольном опьянении, судно не зарегистрировано в установленном порядке, управление маломерным судном без удостоверения на право управления, использование судна с неисправностями, с которыми запрещена эксплуатация, отсутствие у судоводителя при себе удостоверения на право управления или судового билета маломерного судна, а также передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Порядок отстранения от управления таков: составляется протокол. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера. Административное наказание за управление маломерным судном в состоянии опьянения влечет наложение штрафа от 1500 до 2000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет. Забрать судно со штрафстоянки можно только после оплаты суммы по тарифам за штрафстоянку. Такая плата не регламентируется федеральными нормами, поэтому в каждом субъекте РФ нормы различные.
Если вы не согласны с решением инспектора, то его действия можно обжаловать в 10-дневный срок у вышестоящего должностного лица либо в судебном порядке.
- А если суда не подлежат регистрации? Что будет, к примеру, если инспектор проверил рыбака на лодке с веслами или с маленьким мотором до 10 сил и выяснил, что тот пьян?
Амаяк Нуникян: Все нормы, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, применимы в отношении всех судоводителей маломерных судов вне зависимости от того, подлежит судно регистрации или нет. Единственным ограничением является то, что к владельцам судов, которые не подлежат госрегистрации, не предъявляются требования о наличии судового билета и удостоверения на право управления.
Если же человек пьян и не в состоянии управлять маломерным судном, то судно помещается до устранения нарушения на специализированную стоянку.
- Недавно рыбачил на реке с лодки. Ко мне подплыл инспектор, сказал, что проводит рейд, и попросил показать документы. Я требование выполнил, но сомневаюсь, мог ли инспектор требовать показать документы, если я ничего не нарушал?
Амаяк Нуникян: В соответствии с административным регламентом инспектор имеет право проверить документы в том случае, если судоводитель судна нарушает правила плавания. В остальных случаях полномочий по проверке документов у него нет.
- В прошлые выходные катались с семьей на лодке по реке, но забыли надеть спасжилеты. К нам подплыл патрульный катер. Инспектор сказал, что я нарушаю правила безопасности, и потребовал, чтобы мы надели жилеты. Имеет ли инспектор право останавливать меня и предъявлять какие-то требования, если моя лодка не подлежит регистрации?
Амаяк Нуникян: Если судно не подлежит регистрации, это не значит, что оно не поднадзорно ГИМС МЧС России. Все правила распространяются на все маломерные суда. Поэтому в данной ситуации государственный инспектор сделал все правильно. Он должен представиться, показать свои документы, сообщить о причине остановки и попросить исправить нарушение.
- А что делать, если нет возможности исправить нарушение на месте, скажем, нет на борту жилета?
Амаяк Нуникян: В данной ситуации при выявлении такого нарушения инспектор должен составить протокол и привлечь судоводителя к административной ответственности.
Административной ответственностью за такие нарушения в соответствии с КоАП РФ может быть предупреждение, штраф либо лишение права управления маломерным судном.
- Какие действия может предпринять инспектор ГИМС, если на воде судоводитель отказывается останавливаться, предъявлять документы или вообще начинает убегать от инспектора? Стрелять он имеет право?
Амаяк Нуникян: Нет. У государственного инспектора по маломерным судам отсутствуют полномочия по задержанию нарушителей. В данной ситуации у нас есть соглашение с органами МВД о передаче информации о них. Соответственно, водная полиция задерживает таких нарушителей либо на воде, либо уже на берегу, в базах и на стоянках.
Знай свою воду
- В каких водоемах разрешается плавать на маломерных судах, а в каких нет?
Амаяк Нуникян: Ограничений эксплуатации маломерных судов по водным объектам нет. Единственное ограничение есть по району плавания судна. То есть маленькое судно с низкими бортами не может выходить в морские районы.
Каждому маломерному судну присваивается категория сложности района плавания в зависимости от его характеристик. И, соответственно, если судно выходит за эти пределы, то применяются меры административного воздействия.
- Можно ли переставлять мотор с одной надувной лодки на другую?
Амаяк Нуникян: Двигатели не являются объектом, подлежащим государственной регистрации. Но вместе с тем сведения о двигателях должны быть внесены в судовой билет.
Один и тот же двигатель может быть внесен в несколько судовых билетов, и среди этих судов этот двигатель может эксплуатироваться как будет удобно, как захочет собственник.
- Могу ли я на своем маломерном судне вместимостью до 8 человек заниматься перевозкой людей, работать, так сказать, водным такси?
Амаяк Нуникян: Федеральный закон № 36-ФЗ, разделил маломерные суда на использование в коммерческих целях и в некоммерческих. Если вы планируете использовать судно для перевозки грузов, пассажиров, багажа или иной коммерческой деятельности, то судно должно быть зарегистрировано в государственном судовом реестре и должен быть получен соответствующий диплом на управление таким судном. Порядок и того и другого установлен Министерством транспорта РФ. В компетенцию ГИМС МЧС России такие вопросы не входят.
- Вступил в силу приказ минтранса о новых правилах хождения по внутренним водным путям России. И там есть пункт, который обязывает всех владельцев маломерных судов иметь на борту рации речного диапазона УКВ. Неужели это такая уж необходимая норма для тех, кто просто рыбачит на малых реках?
Амаяк Нуникян: В этом приказе составлен определенный и довольно ограниченный перечень водных объектов, которые подпадают под понятие внутренние водные пути. Требование об обязательном наличии на судне УКВ-радиостанции не распространяется на маломерные суда, которые будут эксплуатироваться за пределами внутренних водных путей. Надо понимать, что, допустим, Волга - это внутренний водный путь, а какой-нибудь приток Волги не является внутренним водным путем.
- Каковы перспективы законопроекта о безопасности судоходства маломерных судов? Он разрешит иметь суда побольше, чем сейчас?
Амаяк Нуникян: Надеемся, что у законопроекта хорошие перспективы. Мы рассчитываем на то, что наше внутреннее законодательство будет изменено и понятие маломерного судна будет предполагать предельную длину не 20 метров, как сейчас, а 24 метра. Также будет продолжена работа по повышению нижнего порога регистрации маломерных судов - до 15 лошадиных сил за мотор и до 5,5 метра по длине судна.
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России осуществляет регистрацию судов, которые используются в некоммерческих целях. Общее количество зарегистрированных маломерных судов - чуть больше миллиона четырехсот тысяч. В целом количество происшествий с маломерными судами и аварий с маломерными судами за последние 8-10 лет снижено более чем в 10 раз. В 2008 году было 470 аварий с маломерными судами, в 2017-м - 38 аварий.