Центр экстренной психологической помощи МЧС России приступил к реализации проекта "Научись спасать жизнь!". Основная идея проекта заключается в том, что любой человек, не имеющий специального образования, может научиться оказывать первую помощь и психологическую поддержку себе или окружающим. На каком этапе находится реализация данного проекта? Какие регионы России задействованы? Как принять участие в проекте? Каковы перспективы включения навыков оказания первой помощи и психологической поддержки в нормы комплекса ГТО? На эти и другие вопросы ответила в ходе онлайн-конференции директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия ШОЙГУ.
Юлия Шойгу: Рада приветствовать, эта площадка стала традиционной для наших встреч. Сегодня мы поговорим о проекте "Научись спасать жизнь!", и даже чуть шире, потому что мы неотвратимо сегодня будем говорить о добровольцах и о добровольческом движении, без которых реализация этого проекта была бы невозможной. Нужно сказать, что проект этот новый, мы активно увлеклись им только в начале 2015 года, в январе прошло первое публичное мероприятие, это презентация практических пособий по первой помощи и психологической поддержке, это произошло в МГУ им. Ломоносова. Сегодня проект широко шагает по стране. Пособия переведены на более чем 15 родных языков народов, живущих в России, и мы надеемся, что до конца года будут переведены еще более чем на 5 языков. Прошли презентации в Казани, Кисловодске, к нам подключаются новые участники, и в том числе знание первой помощи и психологической поддержки мы совместно с Министерством спорта РФ включаем в программу сдачи норм ГТО. Поэтому мне будет очень приятно сегодня поподробнее об этом поговорить.
Елена: Добрый день. Чем Ваш проект принципиально отличается от других вариантов получить навыки оказания первой помощи?
Юлия Шойгу: Не знаю, можно ли назвать принципиально отличным от других. Остановлюсь на его особенностях, которые дороги нам и которые мы считаем для себя важными. Первая такая особенность — то, что перед реализацией этого проекта мы активно взаимодействовали с ведущими экспертами Минздрава, и те знания и навыки, которые сегодня представлены в наших пособиях, их электронных версиях и мобильных приложениях, полностью соответствуют самым современным представлениям о первой помощи и психологической поддержке. Вторая особенность — это само наполнение понятия "психологическая поддержка". Эта часть знаний родилась внутри нашего Центра, благодаря тому, что нас очень часто спрашивали о тех рекомендациях, которые мы могли бы дать людям, у которых нет специального психологического образования. И постепенно подобралась такая система приемов и навыков. Она оформилась в единую систему, и сегодня мы можем говорить, что она доступна любому человеку. Наша задача — сделать ее максимально доступной для всех желающих. Третьей особенностью является перевод пособия по первой помощи на национальные языки тех народов, которые живут в России. Это позволяет делать эти знания, которые важны для каждого, доступными в любой точке нашей страны. И четвертая особенность, наверное, самая трогательная — это очень широкое вовлечение в реализацию этого проекта наших помощников, наших добровольцев. Это в основном студенты, которые обучаются на психологических и медицинских факультетах разных вузов нашей страны. Мне кажется, что именно заинтересованность молодежи свидетельствует о том, что уметь оказывать первую помощь и психологическую поддержку становится по-настоящему модным. Это очень важно для того, чтобы эти знания распространялись как можно быстрее.
Инга: Юлия Сергеевна, уточните, пожалуйста, в рамках проекта "Научись спасать жизнь!" можно получить именно навыки экстренной психологической помощи или и медицинской тоже? Какие специалисты ведут подготовку?
Юлия Шойгу: Спасибо за вопрос. В рамках этого проекта можно научиться оказывать и первую помощь, и психологическую поддержку. Для того, чтобы было понятно, скажу об этом подробнее. До последнего времени было достаточно много синонимов, которыми обозначали первую помощь. Это и первая медицинская помощь, и первая доврачебная помощь. Но сегодня в соответствии с нормативными требованиями Минздрава РФ эта сфера деятельности правильно называется "первая помощь". Поэтому в объем первой помощи входят такие элементы, как остановка кровотечения, помощь при ожогах, непрямой массаж сердца и многое другое. Мы предполагаем, что вести такие занятия будут специально подготовленные инструктора. Это и студенты-добровольцы, и наши сотрудники. Пользуясь вопросом, который задала Инга, хочу развеять еще один миф о первой помощи. Считается, что быть инструктором может только человек со специальным медицинским образованием. На самом деле это не так. Эта система навыков намеренно так проста, что освоить ее и даже освоить методику преподавания первой помощи и психологической поддержки может достаточно большой круг людей без специального образования.
Кутаренкова Татьяна, газета "Союзное вече": На базе каких центров можно будет пройти обучение в городах России?
Юлия Шойгу: Спасибо за вопрос. Давайте, я сначала назову те города, в которых мы можем анонсировать этот проект и города, в которых мы точно понимаем, как эта подготовка будет осуществляться. В первую очередь это те города, где презентация проекта уже состоялась. Сейчас это Москва, Казань, Кисловодск. Там подготовка будет вестись на базе высших учебных заведений, например, в Москве такая работа будет осуществляться на базе факультета психологии Московского государственного университета имени Ломоносова. Но этот проект так стремительно развивается, что, я думаю, к концу года география его будет гораздо шире. И пользуясь случаем, приглашаю высшие учебные заведения, заинтересованные в такой работе, присоединяться к нашему проекту.
Корнилова Анна Андреевна: Скажите, пожалуйста, чтобы научить основам оказания первой помощи, нужно будет посещать какие-то курсы? Всё равно же все не будут на них ходить. Чтобы более действенно это было, может, стоит придумать дополнительные стимулы? Например, проводить занятия в рабочее время. И что касается психологической помощи: это же гораздо сложнее, этому так быстро не научишь. Что конкретно будут объяснять человеку, который захочет этому научиться? Спасибо!
Юлия Шойгу: Спасибо, это один из моих любимых вопросов — о том, почему люди хотят получать такие знания. Мне очень отрадно, что в нашей стране сейчас вопросы культуры безопасности, в том числе и вопросы оказания первой помощи, становятся модными и популярными. Люди постепенно осознают, что уметь оказывать первую помощь, обладать теми знаниями и навыками, которые могут помочь спасти жизнь себе, своим близким — это здорово и престижно. Что уметь лучше, чем не уметь. Свидетельством этого является то, что после каждого шага, который делает наш проект, мы получаем много обращений от людей, которые хотели бы научиться. А то, что касается вопросов психологической поддержки — мы не планируем научить людей оказывать профессиональную психологическую помощь, а предлагаем им лишь ознакомиться с некой системой поведения на месте происшествия, свидетелями или участниками которых может стать каждый из нас. Эта система помогает, увеличивает шансы выйти из экстремальной ситуации без потерь. Для того, чтобы не быть голословной, я предлагаю ознакомиться с пособиями, которые размешены на официальном сайте МЧС России. Там же можно скачать мобильное приложение.
Корнилова Анна Андреевна: Расскажите, пожалуйста, в чём конкретно заключается проект. Что за пособия? Что там чётко прописано? Как получить пособие? Проект заключается именно в том, чтобы как можно большему количеству людей раздавали эти брошюрки? Не предполагается ли проведение каких-то лекций, мастер-классов?
Юлия Шойгу: Спасибо. Я немного уже говорила об этом, но два слова можно добавить. Проект живет своей жизнью. Еще в январе этого года мы не предполагали, что то, что мы делаем, будет называться таким гордым словом "проект". Мы презентовали два практических пособия для населения — по первой помощи и психологической поддержке. А дальше, как снежный ком, который катится с горы, стали нарастать новые мероприятия, присоединяться все новые участники. Если говорить о содержательной части, то здесь несколько основных блоков. Первый блок — это сделать знания, которые воплощены в пособиях, как можно более доступными. Именно поэтому они размещаются на сайте, переводятся на национальные языки, и мы обязательно дарим их людям, которые приходят на наши большие мероприятия, выставки, соревнования. Второй большой блок — это блок, который направлен на организацию возможности передачи навыков, то есть организацию таких точек, куда люди могли бы приходить и учиться. Для этого, конечно, требуется и специальное оборудование, и помещение, и специально обученные инструктора. А учитывая, что этот проект реализуется во многом силами добровольческого движения, эти оргвопросы не могут решиться в один момент. Но я рада, что уже за то небольшое время, которое мы занимаемся этим проектом, уже появляются такие точки, где совсем через небольшое время будет возможно в полном объеме получать не только знания, но и навыки. И третий блок — это блок, который направлен на продвижение знаний о первой помощи, на то, чтобы сделать эту сферу деятельности максимально популярной и востребованной. Сюда относятся и яркие презентации, которые наши ребята проводят в самых разных аудиториях, начиная от школьников и заканчивая большими предприятиями. И на этих мероприятиях люди сами могут убедиться, что научиться оказывать первую помощь и психологическую поддержку несложно. Это и соревнования по первой помощи и психологической поддержке, которые впервые появились в 2014 году, а в нынешнем 2015-м уже приобрели региональный характер, то есть на финал приехали победители в региональных соревнованиях.
Кутаренкова Татьяна, газета "Союзное вече": Внедрены ли подобные проекты за рубежом?
Юлия Шойгу: К сожалению, не могу дать полный обзор того, как знания о первой помощи продвигались за рубежом. И вообще понятие "зарубеж" очень широкое. Если мы говорим о европейских странах, там очень распространена система обучения и пропаганды навыков первой помощи. Это включает в себя довольно большой блок — и практическое обучение, и мотивирующие ролики, и обучающие материалы. В ряде стран эти знания включены в процесс обучения детей.
Валентина: Есть ли какие-то ограничения для кандидатов на участие в проекте? Например, могут ли пройти подготовку дети и подростки до 18-ти лет?
Юлия Шойгу: Если мы говорим об участии в проекте в качестве инструкторов-добровольцев, то, конечно, это студенты. Я предполагаю, что Валентина говорит скорее о возможности обучения детей таким навыкам. Таких ограничений практически нет. Первые навыки дети могут освоить уже в начальной школе. В качестве примера — в мае в Москве прошел международный салон "Комплексная безопасность", где мы представляли, в том числе, этот проект. И в качестве наших помощников выступали школьники 8-го класса, которые не только сами умели оказывать первую помощь, но и в рамках выставки учили посетителей, которые пришли на этот салон, навыкам оказания первой помощи.
Сергей Мелихов: Добрый день! Насколько я знаю, проект реализуется уже в нескольких субъектах РФ. Можно ли поподробнее о том, в каких? В каких регионах планируется начать работу в ближайшее время?
Юлия Шойгу: Как я уже говорила, проект начался в Москве. И, конечно, в Москве он продолжает активно развиваться. Как только родилась идея перевода на родные языки народов России, первым эстафету принял Татарстан, пособие было переведено на татарский язык, и в апреле 2015 года прошла презентация этого проекта в городе Казань. Большую работу мы проводили на Северном Кавказе. В том числе прошли показательные соревнования среди добровольцев по оказанию первой помощи и психологической поддержки, а также презентовали перевод пособия на 14 языков народов Северного Кавказа. Нашими коллегами и партнерами была проведена огромная работа, и я позволю себе перечислить те языки, на которые состоялся перевод. Это кумыкский, лакский, аварский, лезгинский, табасаранский, даргинский, чеченский, карачаевский, черкесский, кабардинский, балкарский, осетинский, ингушский и армянский языки. В Ставропольском крае проживает много людей, родным для которых является именно армянский язык. Планируется перевод на родные языки народов ханты и манси. Надеемся, что в сентябре этого года эта работа будет представлена в городе Ханты-Мансийск. Также мы надеемся, что до конца года получится перевод на мордовский язык, язык коми, а также тувинский, хакасский и бурятский. А самое главное — везде, где начинается такая работа, появляются люди, которые заинтересованы в том, чтобы научиться и продолжать это дело дальше в своем регионе.
Корнилова Анна: Позвольте, уточнить: пособие называется "Оказание первой помощи пострадавшим. Практическое пособие"? На сайте МЧС указан год издания — 2010. Значит, проект существует давно? Почему же о нём заговорили сейчас?
Юлия Шойгу: Спасибо за вопрос. Действительно, в 2010 году вышло первое пособие, которое стало отправной точкой. С 2010 года в значительной степени изменилась нормативная база, а также были уточнены приемы оказания первой помощи и ее объем. Все это заставило нас обратиться к тому пособию 2010 года, актуализировать его с учетом новых требований, добавить к нему второе практическое пособие по психологической поддержке, на нашем сайте оно представлено под названием "Экстренная допсихологическая помощь", и уже в таком новом, осовремененном виде оно было презентовано в начале 2015 года. И тогда мы еще не думали, что презентация этого пособия выльется в такое количество самых разнообразных мероприятий. Но когда мы поняли, что интерес к этой теме огромен, мы решили, что все, что мы делаем для продвижения вопросов, связанных с первой помощью и психологической поддержкой, можно назвать словом проект, и дали ему собственное имя "Научись спасать жизнь!".
Корнилова Анна: Как пришла идея сделать такой проект? Что конкретно сподвигло? В каком году впервые заговорили об этом и когда были сделаны первые шаги? Спасибо!
Юлия Шойгу: Заинтересовались мы этими вопросами давно, в тот момент, когда первые специалисты нашей службы становились спасателями и проходили аттестацию на это звание. И чем больше мы узнавали об этом, тем ближе нам становилась эта тема. И поэтому из такого профессионального интереса эта тема для многих людей превратилась в личный интерес. Мы сначала узнали о первой помощи, потом заинтересовались ей, а потом полюбили эту тему, и сейчас стремимся сделать все, чтобы заинтересованных людей стало больше. Мне кажется, это характеристика взросления и ответственности общества. И чем больше людей будет обладать такими навыками, тем безопаснее будет наша жизнь.
Александра: Нет ли у Вас опасения, что участники проекта смогут вместо помощи нанести пострадавшим вред? Тем более, если речь идет о психологической помощи.
Юлия Шойгу: Спасибо, Александра, за вопрос. Если говорить о первой помощи, то у тех людей, которые занимаются этим профессионально, есть такая поговорка — в критических ситуациях лучше первая помощь, оказанная с ошибками, чем не оказанная вовсе. Потому что первую помощь зачастую оказывают в тех ситуациях, когда другого шанса выжить у человека, который попал в беду, просто нет. Говоря о психологической поддержке — те приемы, которые включены в наше пособие и в объем психологической поддержки, были отобраны в результате многолетней практики. И первым критерием отбора был как раз критерий о том, что эти приемы не могут навредить. Если наши читатели заглянут в пособие о психологической поддержке, которое, я напомню, называется "Экстренная допсихологическая помощь", они могут увидеть, что речь идет о системе очень простых приемов, при помощи которых можно оказать помощь другому человеку. Также там есть приемы самопомощи, и один из наиболее ценных разделов — то, чего делать не нужно. Поэтому те знания и навыки, которые мы продвигаем и пропагандируем, вряд ли нанесут вред, а люди, освоившие их, будут больше защищены от тех вызовов, которые предлагает нам современная жизнь.
Алина: Юлия Сергеевна, действительно ли оказание первой помощи может войти в ГТО? В какой форме? На каком этапе сейчас этот вопрос? Спасибо!
Юлия Шойгу: Да, это действительно так. Мы совместно с Министерством спорта РФ прорабатываем этот вопрос. На этом этапе речь идет о включении в теоретическую часть сдачи норм ГТО, которая прописана в действующих нормативных документах, знаний о первой помощи и психологической поддержке. Сейчас разработаны и проходят адаптацию первые варианты тестовых опросников, которые, как мы надеемся, будут использоваться при сдаче таких нормативов. Однако для того, чтобы эта сфера деятельности стала полной и завершенной, нужно решить еще несколько вопросов. В первую очередь речь идет о том, чтобы обеспечить доступность знаний по первой помощи и психологической поддержке для самых широких слоев населения. И, я надеюсь, что наш проект "Научись спасать жизнь!" вносит свой посильный вклад в это дело.
Хочу поблагодарить всех участников нашего сегодняшнего мероприятия за очень интересный диалог, за интересные вопросы, и пожелать, чтобы знания и навыки по первой помощи у вас были, но никогда вам на практике не пригодились.