Весной мы привыкли слышать тревожные новости о мощных паводках, а тут вдруг ужасные пожары на юге Сибири, в которых сгорело 2,4 тыс. домов. Можно ли было избежать серьезных последствий, чего ждать в ближайшее время в других регионах страны - об этом глава МЧС Владимир Пучков рассказал главному редактору «АиФ» Николаю Зятькову.
- Владимир Андреевич, природные пожары случаются регулярно, но нечасто ситуация становится катастрофической. Что произошло в Хакасии, почему проблему не удалось предупредить, если каждый пожар видно из космоса?
- Благодаря системе космического мониторинга мы фиксируем все термоточки. Информацию доводим до глав органов местного самоуправления, чтобы они тушили возгорания в день возникновения. Палы на сельхозземлях, разведение огня в лесу, сжигание мусора в населенных пунктах - все это регулярно приводит к пожарам. В этом году на юге Сибири установилась аномально жаркая погода. Мы заблаговременно принимали меры, однако сильный ветер - до 30 м/с - в считанные часы сделал сложную ситуацию чрезвычайной. Из-за ветра на начальном этапе было невозможно применять пожарную авиацию. Но ребята проявили профессионализм и самоотверженность и отстояли более 60 тыс. жилых домов - целые кварталы и населенные пункты.
Сейчас в Хакасии мы уже приступили к восстановительным работам, спасатели оказывают помощь каждому подворью: разбирают завалы, вывозят мусор, готовят площадки под строительство. В пунктах временного размещения организованы питание, медпомощь, информационная поддержка. Ребятишек - к сожалению, сгорело две школы - мы распределили в другие учебные заведения. Президент России Владимир Путин поставил задачу: к 1 сентября все потерявшие жилье должны его получить.
- Наши корреспонденты обращают внимание: пожарные службы в отдаленных поселениях немногочисленны и не очень хорошо оснащены, да и службы Рослесхоза вряд ли могут противостоять массовым лесным пожарам. Если сгорело столько домов, населенные пункты были не опаханы? Кто виноват? Нет ли системных ошибок в противодействии стихии?
- В отдаленных сельских поселениях содержать мощные пожарно-спасательные подразделения дорого и неэффективно. Пострадавшие населенные пункты были опаханы. Но при таком ветре, когда идет вал огня, минерализованные полосы не всегда помогают. В итоге можно сказать, что главных причин две. Первая - природная аномалия. Но вторая - все-таки раздолбайство.
Так, на сельхозугодьях, часть которых нужно было запахать еще с осени, стояла трава. Нужно ужесточать порядок проведения весенних полевых работ. Где есть риски, вообще запрещать сельхозпалы и какие-либо работы на землях лесного фонда. Собственники и арендаторы земель должны нести большую ответственность за пожарную безопасность. Должны быть более жесткие требования и к защите от огня домовладений. Нужно бороться с беспорядком внутри сельских поселений и на частных подворьях - хотя бы косить траву. Жители деревень должны сами пресекать попытки соседей, например, жечь мусор. Нужно ужесточать наказания. Если кто-то нарушает меры пожарной безопасности, создает угрозу жизни и имущества соседей, нужно в том числе наказывать рублем.
- Каковы ситуация и прогноз по другим регионам?
- Обстановка пожароопасна не только на юге Сибири. Я на днях совершил облёт Московской, Владимирской, Ивановской областей, зафиксировали больше 10 пожаров: на окраинах деревень жгут бытовой мусор, на приусадебных участках - траву. Уже есть возгорания в лесах. На майские праздники традиционно возрастает количество пожаров: многие едут на дачи, на природу. В это время нужно быть максимально внимательным и ответственным, категорически нельзя разводить огонь в лесу.
- Коснулась ли МЧС бюджетная экономия?
- Как и все федеральные органы исполнительной власти, мы сократили бюджет на 10%. Часть руководителей из тёплых кабинетов отправляем работать на места. При этом мы не сокращаем наши боевые подразделения. Уже в этом году мы создали новые спасательные формирования, чтобы «прикрыть» Курилы, усилили спасательные формирования на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, например, сформировали мощный конно-кинологический центр. В этом году завершаем создание центров беспилотной авиации во всех субъектах РФ, повышаем готовность наших авиационно-спасательных центров, которые мы создали в прошлом году во всех федеральных округах. В этом году завершим формирование авиадесантных подразделений общей численностью больше 12 тыс. человек. Совместно с субъектами РФ мы реализуем проект «Безопасный город», повышая эффективность всей системы обеспечения безопасности людей.
- Для чего нужны беспилотники?
- Они позволят повысить эффективность системы наблюдения и лабораторного контроля, оперативность реагирования. К концу года мы планируем значительно, в разы, увеличить количество беспилотных аппаратов (сейчас их около сотни). Работаем с отечественными производителями. К концу года центры беспилотной авиации заработают в каждом субъекте РФ, беспилотники станут одним из повседневных элементов работы наших реагирующих подразделений. Планируем их активно применять там, где есть риски для жизни и здоровья людей, там, где дорого и сложно применять вертолеты и самолеты.