Вопросы ГИМС

1. В каких случаях Центр ГИМС предоставляет гражданам информацию о наличии/отсутствии маломерных судов?

Предоставить информацию Центр ГИМС вправе по заявлению гражданина лично при наличии паспорта, либо сделать запрос в электронном виде на сайте Главного управления МЧС России по Республике Хакасия с подтверждением личности в системе ЕСИА или личном кабинете, с приложением копии паспорта (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. от 24.04.2020) «О персональных данных»).

Предоставление информации без Вашего согласия или без согласия Вашего законного представителя допускается:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.

 

2. Какие требования предъявляются к маломерным судам, не подлежащим государственной регистрации?

Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части, касающейся требований по регистрации маломерных судов и упростил порядок пользования маломерными судами массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателя (в случае установки) до 8 кВт включительно.

В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ) не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг. включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).

Порядок пользования маломерными судами регламентируется Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утверждёнными приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487. Правилами предусмотрено, что при эксплуатации маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, требования к наличию каких-либо регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих наличие права управления таким судном действующим законодательством не предусмотрены.

При этом маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

 

3. Какие статьи КоАП РФ не применяются к судоводителям маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации?

Поскольку отсутствие у судоводителей маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, регистрационных документов на судно, а также документов, подтверждающих право управления маломерным судном, не является нарушением, в отношении таких судоводителей, не применяются следующие статьи КоАП РФ, находящиеся в компетенции органов ГИМС МЧС России:

статья 11.8 КоАП РФ;

статья 11.8.1 КоАП РФ.

При этом следует отметить, что упрощенный порядок пользования маломерными суднами не подлежащими государственной регистрации не освобождает судоводителей от обязанности соблюдения норм и правил в области общественного порядка, общественной безопасности, охраны окружающей природной среды, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, контроль которых не входит в компетенцию органов ГИМС МЧС России. При выявлении нарушений указанных норм уполномоченные должностные лица, принимают меры административного воздействия, предусмотренные КоАП РФ.

Как определить массу судна для целей его государственной регистрации?

При определении массы маломерного судна следует руководствоваться ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные.» В соответствии с указанным стандартом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование с массой, установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.

При этом для маломерных судов, ориентировочная масса которых около 200 кг, фактическая масса определяется взвешиванием. Взвешивается судно, укомплектованное техническими средствами и минимальным набором средств безопасности.

 

4. Кто устанавливает ограничения на пользование маломерными судами на водных объектах Российской Федерации?

Полномочиями по введению ограничений на пользование водными объектами, в том числе по ограничению на пользование моторными маломерными судами, а также по установлению ответственности за их нарушение в полной мере обладают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, в каждом случае, принимают решения о целесообразности их введения в зависимости от климатических, географических и иных особенностей территории.

Такие требования содержатся в правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в субъектах Российской Федерации, утверждаемых в соответствии со статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, вводить ограничения на пользование маломерными судами на отдельных участках внутренних водных путей Российской Федерации могут соответствующие администрации бассейнов внутренних водных путей.

 

5. Можно ли установить на маломерное судно более мощный двигатель, чем указанный в паспорте плавсредства?

Максимально допустимая мощность двигателя маломерного судна определяется на стадии его проектирования организацией, разрабатывающей проект этого судна, в зависимости от его конструктивных данных, характера деятельности и условий плавания, для которых оно предназначено. Произвольное увеличение максимальной мощности главного двигателя ведет к увеличению массы оборудования, изменению ходовых и потере маневренных качеств маломерного судна, обеспечивающих безопасность его плавания, что в итоге приводит к предпосылкам аварийных ситуаций.

Государственная инспекция по маломерным судам не уполномочена проводить работы, связанные с изменением мощности главных двигателей маломерного судна, а также устанавливать в одностороннем порядке предельно допустимую мощность двигателей для судов промышленного изготовления.

Право изменения тактико-технических характеристик судна (внесение изменений в конструкцию, элементы судовых систем, увеличение или уменьшение мощности двигателей, изменение типов и видов приводов) имеет строитель судна (двигателя), т. е. владелец конструкторской документации, либо его официальный представитель, либо другие лица (органы), имеющие лицензию на проведение такой работы. При этом организация, которая имеет право провести указанные изменения, дает заключение о возможности безопасной эксплуатации маломерного судна при увеличенной мощности главного двигателя и с указанием ограничений, которые необходимо установить этому судну по району плавания, высоте волны и силе ветра.

После замены двигателя на более мощный уполномоченной организацией, в соответствии с пунктом 5 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820, проводится классификация и освидетельствование маломерного судна. Для проведения освидетельствования маломерного судна в соответствии с подпунктом «г» пункта 2.11 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 18.10.2012 № 608, заявитель в числе других документов должен представить техническую документацию на переоборудование маломерного судна.

В случае согласованного с изготовителем, разработчиком маломерного судна или организацией, уполномоченной изменять тактико-технические характеристики маломерных судов, такая техническая документация должна содержать данные по:

• расчету максимально допустимой мощности двигателей;

• узлам крепления двигателя с расчетами их безопасности;

• перерасчетам блоков плавучести в случае увеличения массогабаритных характеристик судна;

• грузоподъемности и количеству людей на борту;

• минимальной высоте надводного борта.

По окончании классификации собственнику судна необходимо обратиться в ГИМС МЧС России с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в реестр маломерных судов, в соответствии с пунктами 13-14 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденных приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340.

 

6. Каким образом при осуществлении мероприятий по надзору должностные лица ГИМС МЧС России устанавливают личность судоводителя при отсутствии у него при себе каких-либо документов?

В целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении в необходимых случаях должностные лица ГИМС МЧС России применять необходимые меры для установления личности нарушителя в пределах предоставленных полномочий, в том числе во взаимодействии с органами внутренних дел на основе заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

При этом необходимо отметить, что лица, управляющие маломерным судами при неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа ГИМС МЧС России могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей ч.1 ст.19.4 КоАП РФ).

7. Какие требования по комплектованию маломерных судов предъявляются должностными лицами ГИМС МЧС России?

В зависимости от категории сложности района плавания или длины судна, маломерное судно, в том числе не подлежащее государственной регистрации, должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

 

8. В каком порядке назначается административное наказание за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях?

Порядок назначения административного наказания за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ). Ответственность за данные правонарушения может наступить:

- при управлении судном не зарегистрированном в установленном порядке, в соответствии с частью 3 статьи 11.8 КоАП РФ, предусмотрен штраф в размере от пятнадцати до двадцати тысяч рублей;

- при нарушении правил государственной регистрации маломерных судов, в соответствии с частью 2 статьи 19.22 КоАП РФ, предусмотрен на штраф для граждан - в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; для должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; для юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

   

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3902) 29-55-56
Приемная начальника ГУ МЧС России по Хакасии
8 (3902) 299-999
Единый «телефон доверия»
GU@19.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)