Постановление Правительства Республики Хакасия от 11 сентября 2007 г. N 287

В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с последующими изменениями) и в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. Правительство Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Республики Хакасия.

2. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов привести свои муниципальные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Постановление Правительства Республики Хакасия от 17.07.1997 N 145 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Республики Хакасия" признать утратившим силу.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия - Министра финансов и экономики Республики Хакасия A.M. Иванова.

Председатель Правительства

Республики Хакасия

А. Лебедь

Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального
и регионального характера на территории
Республики Хакасия
(утв.
постановлением Правительства Республики Хакасия
от 11 сентября 2007 г. N 287)

I. Общие положения

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержки их работоспособности.

К аварийно-спасательным работам относятся: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров; работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:

- рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение аварийно-спасательных работ;

- проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;

- выдвижение и ввод на объект (территорию), где произошла чрезвычайная ситуация сил и средств, необходимых для выполнения аварийно-спасательных работ;

- проведение аварийно-спасательных работ;

- вывод сил и средств из очага поражения по завершению работ и возвращение их к месту дислокации.

II. Организация и проведение аварийно-спасательных работ

1. Подготовка к проведению работ на объекте (территории)

Аварийно-спасательные работы проводятся силами постоянной готовности территориальной подсистемы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия, основу которых составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования (далее - аварийно-спасательные формирования), оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Координацию деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Республики Хакасия осуществляет в установленном порядке Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия.

Координацию деятельности аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

До ввода аварийно-спасательных формирований на объект (территорию) должна быть проведена комплексная разведка (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) этого объекта (территории).

После проведения разведки проводится рекогносцировка объекта (территории) с определением объемов и способов ведения аварийно-спасательных работ и необходимых для этого сил и средств. Объект (территория) разбивается по видам аварийно-спасательных работ на участки (сектора). К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных работ.

При отсутствии времени на рекогносцировку аварийно-спасательные работы начинаются с проведения разведки. При необходимости разведка проводится и после рекогносцировки.

2. Проведение аварийно-спасательных работ.

2.1. Руководство аварийно-спасательными работами

Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности:

на региональном уровне (в пределах территории Республики Хакасия) - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия;

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.

Непосредственным руководителем аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера является председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия, которому подчиняются все аварийно-спасательные формирования, участвующие в проведении работ на объекте (территории). Он несет ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с действующим законодательством.

Руководители аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления Республики Хакасия и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Руководитель аварийно-спасательных работ обязан:

- организовать разведку и оценить обстановку в месте проведения аварийно-спасательных работ;

- поставить задачи аварийно-спасательным формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;

- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе аварийно-спасательных работ и принимать соответствующие решения, а при необходимости запрашивать дополнительные силы и средства и организовывать их встречу и расстановку;

- создать резерв сил и средств, организовать посменную работу аварийно-спасательных формирований, питание и отдых личного состава;

- назначить ответственного за соблюдением мер безопасности;

- организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;

- по окончании работ заслушать командиров аварийно-спасательных формирований, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках;

- определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ аварийно-спасательных формирований, подразделений и взаимодействующих служб.

При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель аварийно-спасательных работ должен учитывать:

- динамику развития чрезвычайной ситуации и воздействие характерных опасных факторов от чрезвычайных ситуаций до введения в действие дополнительных сил и средств;

- требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытия и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества;

- необходимость привлечения специальных служб и средств.

При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель аварийно-спасательных работ должен принять решение об этом и довести его до командиров аварийно-спасательных формирований, указав кому, куда и как производить перегруппировку.

В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:

- проведение эвакуационных мероприятий;

- остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

- проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

- ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;

- разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;

- использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

- привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

- привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;

- принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и ходом работ по ее ликвидации.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.

2.2. Разведка

Разведка объекта (территории), где планируется проведение аварийно-спасательных работ, должна установить:

- места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения;

- необходимое количество и типы аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;

- состав и численность спасательных групп;

- безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;

- наличие участков аварийно-спасательных работ, опасных для работы спасателей по причинам возможных взрывов, пожаров, обрушении конструкций, утечки аварийных химических опасных веществ, наличия электросетей под высоким напряжением и т.д.;

- наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе аварийно-спасательных работ;

- состояние подъездных путей;

- виды опасных факторов от чрезвычайной ситуации, сложившейся на объекте (территории), способы их локализации и ликвидации.

2.3. Технология проведения аварийно-спасательных работ

Технологические приемы и способы проведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта (территории), где произошла чрезвычайная ситуация, и наличия сведений о местах нахождения пострадавших и их количестве.

При разбивке объекта (территории) на участки (сектора) руководитель аварийно-спасательных работ назначает руководителей работ на этих участках. Между руководителями работ на участках и руководителем аварийно-спасательных работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей, основной задачей аварийно-спасательных формирований является их поиск и спасение.

Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:

- информации непосредственных свидетелей;

- специально подготовленных поисковых собак;

- специальных поисковых приборов и инструментов;

- простукивания и прослушивания завалов.

Установленные места нахождения людей в завалах обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.

Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Смена спасателей по возможности организуется поэтапно.

Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.

Для подъема и перемещения конструкций максимально используются электрические, гидравлические и пневматические аварийно-спасательные инструменты.

С начала спасательной операции с пострадавшими по возможности устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.

Руководителем аварийно-спасательных работ одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации чрезвычайной ситуации (очагов горения, недопущения взрывов паров газовоздушных смесей, утечки аварийных химических опасных веществ и т.д.).

Контакты

101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3902) 29-55-56
Приемная начальника ГУ МЧС России по Хакасии
8 (3902) 299-999
Единый «телефон доверия»
GU@19.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)