Закон Республики Хакасия от 17 ноября 1998 г. N 43
Настоящий Закон регулирует отношения в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Хакасия (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Республики Хакасия или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Глава I. Общие положения
См. текст абзаца в предыдущей редакции
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или оного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
См. текст абзаца в предыдущей редакции
предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
См. текст абзаца в предыдущей редакции
ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
см. текст абзаца пятого статьи 1
см. текст абзаца седьмого статьи 1
см. текст абзаца восьмого статьи 1
см. текст абзаца девятого статьи 1
см. текст абзаца десятого статьи 1
см. текст абзаца одиннадцатого статьи 1
см. текст абзаца двенадцатого статьи 1
см. текст абзаца тринадцатого статьи 1
см. текст абзаца четырнадцатого статьи 1
см. текст абзаца пятнадцатого статьи 1
см. текст абзаца шестнадцатого статьи 1
см. текст абзаца семнадцатого статьи 1
специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
См. текст части второй статьи 2
Статья 3. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления и организациями.
См. текст статьи 4
См. текст статьи 5
Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций, возникших на территории Республики Хакасия
В случае возникновения чрезвычайной ситуации:
- на территории Республики Хакасия руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, ликвидации последствий чрезвычайной ситуации назначается Председателем Правительства Республики Хакасия или председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия;
- на территориях муниципальных образований - главами органов местного самоуправления или председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администраций муниципальных образований;
- в организациях - руководителями организаций или председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.
Статья 7. Гласность и информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
См. текст части второй статьи 7
См. текст части в предыдущей редакции
Органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о принимаемых мерах по защите населения от них.
См. текст части седьмой статьи 7
См. текст части восьмой статьи 7
Статья 8. Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Глава II. полномочия органов государственной
власти Республики Хакасия и органов местного
самоуправления в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Верховный Совет Республики Хакасия:
- принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
- утверждает бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Республики Хакасия на финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
См. текст статьи 10
Правительство Республики Хакасия:
См. текст абзаца третьего статьи 11
- организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
См. текст абзаца шестого статьи 11
См. текст абзаца седьмого статьи 11
- утверждает положение об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе Правительства Республики Хакасия, согласовывает его структуру и численный состав;
См. текст абзаца в предыдущей редакции
- осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
- содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством самостоятельно:
См. текст абзаца второго статьи 12
См. текст абзаца в предыдущей редакции
- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
См. текст абзаца одиннадцатого статьи 12
Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Глава III. Государственное управление в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
См. текст статьи 13
См. текст статьи 14
См. текст статьи 15
Организации обязаны:
- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
- предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Статья 16. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Глава IV. Права и обязанности граждан Российской
Федерации на территории Республики Хакасия в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная
защита пострадавших
Граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые
- акты Республики Хакасияв области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыкив указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 19. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Статья 20. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
См. текст части в предыдущей редакции
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения местах массового пребывания людей.
Глава VI. Порядок финансового и материального
обеспечения мероприятий по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 21. Финансирование целевых программ
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Статья 22. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
- регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством Республики Хакасия;
- в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются Правительством Республики Хакасия, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Республики Хакасия и органами местного самоуправления.";
Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 24. Государственная экспертиза в области защиты населении и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 25. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
См. текст части третьей статьи 25
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и.граждане Российской Федерации на территории Республики Хакасия несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 27. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Председатель Верховного
Совета Республики Хакасия |
В.Н.Штыгашев |